Психолог Захарова Татьяна Викторовна

кризис 3 лет

 «КРИЗИС 3-Х ЛЕТ»

 

В жизни ребенка существуют особые периоды – так называемые кризисы возрастного развития. Кризис 3 лет (граница между ранним и дошкольным детством) - один из наиболее трудных, когда ребенок из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человечка. «Трудность» в том, что ребенок начинает отделять себя от близких взрослых, претендовать на равноправие со взрослыми, проявляя при этом строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.

Что характерно для поведения ребенка в период кризиса 3 лет?

Негативизм. Стремление сделать наоборот, прямо противоположно тому, что ему сказали. На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что это ему делать не хочется (чистить зубы, ложиться спать). Если предложить ему другое интересное занятие, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Ребенок отвечает на просьбу взрослого отказом даже в том случае, если минуту назад он сам желал сделать именно это. Негативизм адресуется непосредственно конкретному человеку. Главное для ребенка – сделать не так, как просит именно этот взрослый.

Упрямство. Когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а только потому, что он так сказал и требует, чтобы с его мнением считались. Например, ребенка зовут домой, а он заявляет, что будет продолжать кататься на велосипеде, чем бы его ни соблазняли.

Строптивость. В отличие от негативизма направлена не на человека, а против обычного образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до 3 лет. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, начинает проявлять самостоятельность: он кричит, что сам завяжет себе шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу (причем зачастую он не умеет этого делать).

Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То что было привычно и дорого: старые привязанности к вещам, людям, игрушкам. Ребенок может отбросить или сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя.

Деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими взрослыми, добиваясь исполнения любого своего желания, диктуя взрослым, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет.

Как реагировать взрослым на проявления кризиса?

· Взрослому не стоит вставать на позицию «кто кого». Это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка.

· Рекомендуем поддерживать и хвалить ребенка за старание и инициативность, и быть при этом искренним.

· Не стоит бранить ребенка, обещая его наказать. Лучше научить его, как исправить ситуацию, или сделать это вместе с ним.

· Исправляя ошибки ребенка, нужно делать это тактично, чтобы недостаток выглядел бы исправимым.

· Можно позволить ребенку действовать самостоятельно, если это не опасно для его жизни и здоровья.

· Не стоит добиваться подчинения ребенка любой ценой. Лучше отвлечь, уговорить его.

 

Кризис будет протекать остро только в том случае, если взрослые не захотят замечать изменений, происходящих в ребенке.

Общение с ребенком в период кризиса – это искусство.

Главное – вовремя понять и помочь ребенку, потому что мы ему нужны как никогда. И даже если в этот момент он не такой мягкий и податливый, как бы нам хотелось, а иногда колючий и ершистый,

лучшее, что можем сделать мы, взрослые,-

принять его таким, какой он есть и … любить его!

 

 

 


27 декабря 2017 в 07:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.